КГБОУ "Красноярская школа № 5"
город Красноярск, Красноярский край
  • Методические материалы

    Создание  специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учрежденияхМетодические рекомендации

    Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных группМетодическое пособие для специалистов

    Методика развития пространственного ориентирования и мобильности детей с нарушениями зрения различных возрастных группМетодическое пособие для специалистов

    Методические рекомендации для специалистов по здоровьесберегающему режиму применения компьютерных технологий и отбору средств электронного обучения при дистанционном образовании детей с нарушениями зрения

    Методические рекомендации для специалистов психологомедико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями зрения

    Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образованияМетодические рекомендации

    Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха и зрения при проведении обследования на ПМПКМетодические рекомендации

    Формирование коммуникативной готовности к школьному обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаМетодическое пособие для родителей

    Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (НОДА)

    Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учрежденияхМетодические рекомендации

    Организация специальной психологической помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппаратаМетодическое пособие

    Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учрежденияхМетодические рекомендации

    Диагностика особенностей развития обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата для построения индивидуальной образовательной траекторииМетодическое пособие

    Организация в школе системы профессионального ориентирования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    Повышение функциональной дееспособности семей, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    Как построить взаимодействие со своим ребенком: рекомендации психолога родителям подростков с ЗПРМетодическое пособие для родителей

    Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР

    Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развитияМетодические рекомендации

    Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом нозологических групп 

    Общая характеристика и особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования

    Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития

    Психолого-педагогические технологии работы с обучающимися, имеющими задержку психического развитияУчебное пособие

    Психолого-педагогическое сопровождение подростков с задержкой психического развития в условиях инклюзииМетодическое пособие для педагогов-психологов

    Реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образованияМетодическое пособие для специалистов

    Как построить взаимодействие со своим ребенком: рекомендации психолога родителям подростков с ЗПРМетодическое пособие для родителей

    Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития

    Помощь в трудоустройсте людям с РАС

    Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях. Методический сборник

    Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы

    Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие

    Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие

    Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие

    Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие

    Практика ведения командных консультаций для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с РАС и ментальными нарушениями. Методическое пособие

    Аутизм и работа. Вместе мы сможем

    Использование методики оценки базовых речевых и учебных навыков 

    Методика (шкала) оценки сформированности жизненных компетенций на уровне начального школьного образования

    Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие

    Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие

    Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22—24 ноября 2017 г.

    Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие

    Особенности организации внешкольных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях. Методические рекомендации, 2019г.

    Особенности организации внешкольных мероприятий для обучающихся с РАС в музеях. Методическое пособие, 2021г.

    Методическое пособие "Социальные истории и инструменты визуальной поддержки в музеях"

    Тетрадь для развития навыка осознанного чтения текстов у детей с нарушением интеллекта, сочетающимся с РАС «Учусь понимать текст» 4 класс. Тетрадь 1

    Тетрадь для развития навыка осознанного чтения текстов у детей с нарушением интеллекта, сочетающимся с РАС «Учусь понимать текст» 4 класс. Тетрадь 2

    Тетрадь для развития навыка осознанного чтения текстов у детей с нарушением интеллекта, сочетающимся с РАС «Учусь понимать текст» 4 класс. Тетрадь 3

    Тетрадь для развития навыка осознанного чтения текстов у детей с нарушением интеллекта, сочетающимся с РАС «Учусь понимать текст» 4 класс. Тетрадь 4

    Тетрадь для развития навыка осознанного чтения текстов у детей с нарушением интеллекта, сочетающимся с РАС «Учусь понимать текст» 4 класс. Тетрадь 5

    Реализация коррекционного курса «Сенсорное развитие» в 1-4 классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития. Методическое пособие для специалистов 

    Формирование предметно-практических действий у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (учебно-методический комплект)

    Играя, развиваем: советы родителям детей с ТМНР. Методическое пособие

    Сборник методических материалов «Вариативные модели успешной социализации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (от предпрофессиональной подготовки до трудовой занятости)»

    Методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР

    Методические рекомендации по проведению консультативно-диагностической работы с семьями детей с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР 

    Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития

    Методические рекомендации по сопровождению семьи и нормализации внутрисемейных отношений семей лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР

    АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (ИН) , ТМНР (вариант 2) ГБОУ  Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

    Договор о сотрудничестве с родителями и  «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», г. Псков

    Организационно-методические вопросы обеспечения процесса образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

    Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Информационно-методический сборник для специалистов

    Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР
    при разработке СИПР

    Модель непрерывного и преемственного образования и социальной адаптации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (от ранней помощи до профессиональной реабилитации)

    Оказание комплексной помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями. Методические рекомендации

    Проведение первичной оценки развития обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР на основе психолого-педагогического обследования (методические рекомендации и диагностический материал)

    Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, ранее не получавших образование (проект)

    Электронный учебно – методический ресурс по разработке СИПР

    Методическое обеспечение Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ноябрь-декабрь 2019 г.):

    -Оценка развития ребенка с ТМНР для разработки СИПР

    -Предметно- практические действия

    -Проблемы поведения и их коррекция

    -Разработка специальной индивидуальной программы развития в контексте ФГОС

    -Сенсорное развитие

    -Специальные методы обучения

    -Формирование базовых учебных действий

    Примеры календарно-тематического планирования  «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», г. Псков:

    -Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»

    -Календарно-тематическое планирование по предмету «Профильный труд»

    Список рекомендованной литературы к программам по ФГОС О УО (2 вариант)

    Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психологопедагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР
    при разработке СИПР

    Организация семейного воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальными нарушениями

    Тетрадь для развития навыка осознанного чтения текстов у детей с нарушением интеллекта, сочетающимся с РАС «Учусь понимать текст» 4 класс. Тетрадь 1

    Тетрадь для развития навыка осознанного чтения текстов у детей с нарушением интеллекта, сочетающимся с РАС «Учусь понимать текст» 4 класс. Тетрадь 2

    Тетрадь для развития навыка осознанного чтения текстов у детей с нарушением интеллекта, сочетающимся с РАС «Учусь понимать текст» 4 класс. Тетрадь 3

    Тетрадь для развития навыка осознанного чтения текстов у детей с нарушением интеллекта, сочетающимся с РАС «Учусь понимать текст» 4 класс. Тетрадь 4

    Тетрадь для развития навыка осознанного чтения текстов у детей с нарушением интеллекта, сочетающимся с РАС «Учусь понимать текст» 4 класс. Тетрадь 5

    Методическое обеспечение Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития (ноябрь-декабрь 2019 г.):

    -Оценка развития ребенка с ТМНР для разработки СИПР

    -Предметно- практические действия

    -Проблемы поведения и их коррекция

    -Разработка специальной индивидуальной программы развития в контексте ФГОС

    -Сенсорное развитие

    -Специальные методы обучения

    -Формирование базовых учебных действий

    Список рекомендованной литературы к программам по ФГОС О УО (2 вариант)

    Методические рекомендации по вопросам размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о деятельности организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе об условиях, созданных для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

    Методические рекомендации по созданию служб медиации и интеграции восстановительного подхода в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков открытого или закрытого типа 

    Письмо Минпросвещения от 31 августа 2023г. № АБ-3569/07 "О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г."

    Письмо Минпросвещения России от 31 мая 2023 № 07-3004 "О направлении рекомендаций" (вместе с "Рекомендациями по вопросу осуществления присмотра и ухода за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами в группах продленного дня")

    Распоряжение Минросвещения России от 10 августа 2021г. № Р-183 "Об утверждении методических рекомендаций по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках Федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование"

    Сборник ответов на часто задаваемые вопросы по внедрению организационноправовой модели деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Система подготовки кадров: точки роста

    Распоряжение Минпросвещения России от 28 декабря 2020г. № Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях"

    Приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации. Паспорт федерального проекта «Современная школа»

    Распоряжение Минпросвещения России от 20 ноября 2019 г. № P-117 "Об утверждении методических рекомендаций по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2020 году"

    Приложение 15 к письму Рособрнадзора от 16 декабря 2019г. № 10-1059 "Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в 2020 году"

    Письмо Минпросвещения России от 29 ноября 2019г. № ТС-3036/07 "О реализации мероприятия по поддержке образования ОВЗ в 2020 году"

    Письмо Минпросвещения России от 01 августа 2019г. № ТС-1780/07 "О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ" 

    Распоряжение Минпросвещения России от 01 марта 2019г. № P-26 "Об утверждении методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической помощи, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей

    Реализация предметных технологий в обучении слепых и слабовидящих детей (с рабочими программами), 4-5 класс. Методические рекомендации

    Разработка и использование внтуришкольных адаптированных учебно-дидактических материалов. Методическое пособие для руководителей общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы

    Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. 

    Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домов-интернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования

    Методические рекомендации по проведению консультативно-диагностической работы (в т. ч. в дистанционном формате) с семьями детей с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР

    Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР

    Сборник методических материалов «Вариативные модели успешной социализации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (от предпрофессиональной подготовки до трудовой занятости)»

    Образование обучающихся с тяжёлыми нарушениями развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 6–8 ноября 2018г.

    Рабочая тетрадь «Точки контакта»

    Методические рекомендации по обустройству доступной среды для маломобильных граждан (ММГ). Иллюстрированный справочник

    Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017г. № 07-818 "О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ " (Методические рекомендации  руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с нарушением интеллекта

    Варианты программ курсов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Методические рекомендации

    Взаимодействие специалистов общеобразовательных организаций с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в контексте ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Методические рекомендации

    Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок

    «Жизнь с достоинством». Практическое пособие по сопровождаемому проживанию

    Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ 

    «Пакеты» специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие

    Письмо Минобрнауки от 19 февраля 2016г. № 07-719  "О подготовке к введению ФГОС ОВЗ" (методические материалы по специальной адаптации содержания образования в рамках реализации ФГОС для слепых и слабовидящих детей)

    Методическое пособие для администраторов школ, педагогов и родителей учеников с особыми образовательными потребностями

    Уроки по пониманию инвалидности в школе: пособие для учителя

    Комплект раздаточных материалов для участников консультационного семинара по вопросам паспортизации объектов и услуг в образовательных организациях

    Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. Ч. I

    Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. Ч. II

    Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации

    Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы

    Пособие по проведению "Уроков доброты" со школьниками младших классов

    Методические рекомендации по организации работы по социально-бытовой адаптации детей- инвалидов для образовательных организаций, реализующих АОП

    Организационно-правовая модель деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

    Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий "Уроки доброты" по пониманию инвалидности и формированию принимающего отношения (дополненные)

    Создание и апробация модели психологопедагогического сопровождения инклюзивной практики. Методическое пособие

    Методические рекомендации по комплексному психолого-педагогическому, в том числе тьюторскому, сопровождению студентов с инвалидностью, обучающихся по программам среднего профессионального образования

    Методические рекомендации для реализации практико-ориентированной вариативной модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях

    Методические рекомендации для родителей по выбору и использованию ресурса дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

    Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности

    Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися

    Дополнительные материалы для куратора (дополнение к методическим рекомендациям по внедрению методологии (целевой модели) наставничества).Приложение 1

    Материалы для проведения мониторинга и оценки эффективности программы наставничества (дополнение к методическим рекомендациям по внедрению методологии (целевой модели) наставничества). Приложение 2

    Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домов-интернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования

    Методические рекомендации по организации образовательного процесса и реализации специальной индивидуальной программы развития детей-инвалидов в
    условиях детских домов-интернатов системы социальной защиты

     

    Методические рекомендации по организации воспитательной работы в образовательных организациях региона

    Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению деструктивного поведения подростков и молодежи в образовательных организациях регионов

    Методические рекомендации по проведению углубленного психолого-педагогического обследования обучающихся для разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

    Положение о разработке и реализации СИПР обучающегося

    Протокол обсуждения специальной индивидуальной программы развития обучающегося

    Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации

    Взаимодействие органов исполнительной власти, организаций и семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями 

    Методические рекомендации по организации информационной кампании в субъекте Российской Федерации, направленной на позиционирование достижений детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся по программам дополнительного образования

    Сборник методических пособий для работы в сенсорной комнате

    Эрготерапия. Методическое пособие

    Альтернативная коммуникация. Методический сборник

    Частные методики адаптивной физической культуры. Учебное пособие

    Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов 

    Самоопределение и профориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций

    Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Сборник методических материалов

    Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2016г. № ВК - 163/07 "О направлении методических рекомендаций" (Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах)

    Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах

    Методические рекомендации по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонении в развитии детей

    Методические рекомендации по выявлению и распространению наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными возможностями здоровья 

    Примеры СИПР ЦЛП г. Псков:

    -Пример СИПР (РАС, 3 гр.)

    -Пример СИПР (умеренная степень уо 2, гр.)

    -Пример СИПР (умеренная степень уо, 2 гр.) 2

    -Пример СИПР (тяжелая  степень уо, 1 гр.) 

    -Пример СИПР (тяжелая степень уо, 2 гр.)

    Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020г. № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196"

    Письмо Минпросвещения России от 30 декабря 2022г. № АБ-3924/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями "Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации")

    Методические рекомендации для родителей по выбору и использованию ресурса дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью

    Методические  рекомендации  для  педагогов-психологов образовательных организаций по использованию дополнительного  образования  как  ресурса профессиональной  ориентации и профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью 

    Сборник лучших практик дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

    Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом нозологических групп: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственная отсталость
    (интеллектуальные нарушения)

    Методические  рекомендации  по  реализации  дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью посредством  дистанционных  образовательных  технологий

    Методические рекомендации по разработке и адаптации дополнительных  общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (по уровням освоения программы)

    Методические  рекомендации  по  особенностям  организации дополнительного образования детей с ограниченными  возможностями здоровья  и инвалидностью по направленностям  дополнительных  общеобразовательных  программ  (художественная,  техническая,  естественнонаучная, физкультурно-спортивная,  туристско-краеведческая  и  социально-педагогическая)

    Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie